Паническое расстройство. Личный опыт
Представляет собой необъяснимый, мучительный для больного, приступ тяжёлой тревоги сопровождаемый страхом, в сочетании с различными вегетативными (соматическими) симптомами. Отечественные врачи долгое время использовали и используют сейчас термины: «вегетативный криз», «симпатоадреналовый криз», «кардионевроз», «ВСД (вегетососудистая дистония) с кризовым течением», «НЦД — нейроциркуляторная дистония», отражающие представления о нарушениях вегетативной нервной системы в зависимости от ведущего симптома. Термины «паническая атака» и «паническое расстройство» имеют мировое признание и введены в Международную классификацию болезней 10-го пересмотра.(ист. Википедия)
Впервые моя встреча с Паническими атаками состоялась в 2002 году.
Сидя дома и читая рассказ одного путешественника, я вдруг почувствовал сильный прилив крови к голове и волнение в области груди. На несколько секунд дыхание стало прерывистым и появилось чувство, что я задыхаюсь, начался острый приступ интенсивного страха, сопровождающийся разными вопросами и утверждениями, типа: «Что со мной? Я сейчас потеряю сознание, умираю…». Я достиг пика паники в течение нескольких минут, так сказать «точки кипения» и, не в силах больше держаться на одном месте, вскочил и выбежал на балкон… Через несколько минут все закончилось, немного успокоившись я вернулся на свое место. Подумав, что просто поднялось давление, я не придал этому случаю особого внимания. Через несколько лет (будучи уже студентом) приступ повторился, добавилось давление в области груди, ощущение удушья, нехватки воздуха, потливость, головокружение, мысли стали более пугающие, стало бросать в пот. С учащением приступов появился страх, что это повторится, страх оставаться одному дома. Я перестал закрывать входные двери (что бы вдруг чего, успели меня спасти), не закрывал ванную комнату; когда купался в реке, отплывал от берега до тех пор, пока мог уверенно стоять на дне, стал подавленным собственным страхом. В итоге уверовал, что это болезнь связана с сердцем и пошёл по врачам… Получив заключение о хорошем физическом здоровье, в награду за смелость озвучили приговор: «У Вас ВСД!» Именно приговор. Выйдя из больницы совершенно не понимал, что теперь делать. Некоторое время поездив по бабкам и экстрасенсам (хочу заметить, что интернет был тогда не доступен, да и я находился в провинциальном городке, где хорошего специалиста найти трудно, а в то время оказалось невозможно) не получив помощи, начал изучать различную литературу. И первое, что понял: паническая атака — это симптом стресса, а не физического недуга (я осознал и поверил в данное утверждение, а не просто об этом прочитал). В этот момент я уже учился на 2-м курсе университета и даже начал практиковать, как психолог. Работал с лицеистами в основном по вопросам взаимоотношений и суицидальных намерений. Через какое-то время ко мне обратился парень с похожими на мои симптомы: затрудненное дыхание, одышка, ощущение удушья, тяжесть и боль в груди, дрожь, слабость, влажные ладони и обильное потоотделение, онемение в руках и ногах, сильное и учащенное сердцебиение, полуобморочное состояние, тошнота, ощущение пустоты, дискомфорта в области желудка, некие приливы жара и т.д.
Помимо чисто физических симптомов паники, его мучительно беспокоили мысли:
«Я схожу с ума, съезжает крыша»; «Я могу потерять себя и контроль»; «Всё, сейчас потеряю сознание»; «У меня приступ, умираю»; «Мне плохо, я не выживу, инфаркт»; «У меня инсульт»; «Все увидят мою панику, я как клоун, мне стыдно, сейчас, сейчас сорвусь». После приступов у моего нового друга по несчастью все восстанавливалось, а пугающие мысли казались нелепыми, вздорными, но наступал новый приступ и все повторялось, мысли и неприятные ощущения полностью завладевали им.
Мы поняли: единственное, чем мы «больны», — это своим собственным страхом.
По закону притяжения, на своем пути я встретил еще нескольких людей страдающих паническими атаками (ВСД). Уже в первые два месяца активных действий по устранению симптомов, мне удалось значительно сократить время действия панического приступа, но появился дополнительный минус - их частота увеличилась. После полугодовой практики и поисков эффективных методов мне удалось достичь эпизодичности приступов, а в случае их появления, место старых страхов быстренько занимали новые мысли о нормальности происходящего, также начал автоматически запускаться механизм успокаивающих действий и мероприятий, направленных на контроль панического состояния. Соблюдая режим и выполняя ряд упражнений, а также работая со своими мыслями, мне удалось практически полностью убрать все симптомы, но понимание того, что «болезнь» не ушла, не давало покоя. И тут я осознал, что работаю с симптомами, и для окончательного результата не хватает проработки внутренней, бессознательной части моей личности. Так я занялся самоанализом и поиском первоисточника моих страданий, «познакомился» со своим внутренним ребенком, осознал все его страхи и выполнил необходимые детские требования. Проработав прошлое, я начал ощущать себя в настоящем, ко мне вернулась уверенность в завтрашнем дне и впервые за два года мытарств (при наличии сегодняшних знаний, навыков и многолетнего опыта, с паническими атаками у себя я бы справился за несколько месяцев) я ощутил долгожданное спокойствие. Позже, когда я занялся психологической практикой, я понял, что некоторые методы подходящие мне, совершенно отторгаются психикой некоторых клиентов, а техники стоящие на одной полке с мистическими заклинаниями — действуют великолепно. В эти моменты пришло окончательное понимание того, что каждый из нас индивидуален, а психотерапия — это определенный творческий процесс, сверхзадача которого - излечение!
Комплексная программа «лечения» Панических атак включает в себя следующие пункты:
- Осознание происходящего (рациональная психотерапия)
- Моделирование симптомов (бихевиоральная психотерапия, нейролингвистическое программирование)
- Работа со стрессом (гипноз, техники активного воображения, релаксация, аутогенные тренировки)
- Изменение стрессовых мыслей (когнитивная психотерапия)
- Составление режима дня с учетом индивидуальных особенностей (питание, физ. нагрузки, отдых…)
- Анализ детских травмирующих факторов (психоанализ)
- Работа с внутренним аналитиком (внутренний травмированный ребенок) (методы терапевтической метафоры)
- Техники эмоционального контроля (интегративные методы)
- Общение с внутренним миром, развитие творческой части (арт-терапия)
Это не вся навигация по паническому расстройству, данные пункты являют собой основу лечения панических атак.
Нелеченное, хроническое паническое расстройство часто сопровождается агорафобией - страхом покинуть свое безопасное пространство.
Агорафобия - (боязнь открытого пространства; расстройство психики, в рамках которого появляется страх скопления людей, которые могут потребовать неожиданных действий; бессознательный страх, испытываемый при прохождении без провожатых большой площади или безлюдной улицы. Проявляется в бессознательном виде, как защитный механизм. Эта фобия может быть получена в реальной жизни из-за страха чего-то, что связано с людьми и эмоциональными травмами от людей. Сопровождает многие нервные расстройства и психические заболевания.(ист. Википедия)
В случае наличия у клиента агорафобии время психотерапии значительно увеличивается и терапию следует начинать с лечения страхов вызванных агорафобическими мыслями.
С Уважение к Вам,
психолог-психотерапевт Игорь Курчинский
Лечение панических атак (ВСД) Киев